Специальные посадочные приспособления

Специальные посадочные приспособленияЧасто обычному самолету нужно взлетать и садиться на неподготовленный грунт: снег, лед, заболоченную тундру. Обычные колеса для этого не подходят: они провалятся. Конструкторы предложили несколько типов специального шасси. Для посадки на глубокий рыхлый снег аппарат можно оснастить лыжами.

Казалось бы, это полностью решает проблему. Но одновременно возникает еще несколько. Тяжелому самолету требуются тяжелые прочные лыжи большой площади, которые невозможно убрать в полете — они создают значительное вредное сопротивление, снижая скорость, дальность и высотность самолета.

Во-вторых, самолет, оборудованный лыжами, не может сесть на обычную бетонную или грунтовую посадочную полосу: ему нужен специальный снежный аэродром. И наконец, при рулении по снегу маневренность самолета на лыжах сковывается: иногда для того, чтобы развернуть машину с хвостовой опорой, требуется команда наземного персонала, которая поднимает самолету хвост и вручную разворачивает его.

В конце 1940-х гг. американцы создали стратегические бомбардировочные силы. Но на вооружении в них состояли бомбардировщики В-29 и В-50, которые даже с полной заправкой топливом не могли достичь целей на территории Советского Союза и вернуться назад.

Для промежуточных дозаправок предполагалось использовать аэродромы, развернутые прямо на ледовых полях Северного Ледовитого океана. Чтобы тяжелый бомбардировщик мог сесть на лед и не продавить его, требовалось снизить удельное давление его шасси на грунт. Для этого было изобретено специальное гусеничное шасси, которое хоть и весило значительно больше, чем обычное колесное, но могло убираться в полете.

В-29, оснащенный гусеницами, мог садиться и взлетать даже с тонкого льда, а также с поверхности тундры, без риска завязнуть или провалиться. Универсальное шасси на воздушной подушке представляет собой «юбку» из эластичной прорезиненной ткани, укрепленную под брюхом самолета.

Перед взлетом в «юбку» компрессором начинает нагнетаться воздух, который приподнимает аппарат, а истекая из-под ее краев, работает, как смазка, позволяя самолету буквально «скользить» в нескольких сантиметрах от земли или воды, обтекая неровности и волны.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.