Перехватчик — гроза бомбардировщиков

Перехватчик - гроза бомбардировщиковАмериканские и английские бомбардировщики в 1943 г. начали совершать массированные налеты на города и заводы Германии. Для того чтобы как-то бороться с этими налетами, были созданы самолеты нового класса-истребители-перехватчики. Перехватчик не предназначен для ведения маневренного воздушного боя: его основной задачей является быстрый набор высоты, сближение со строем бомбардировщиков и поражение врага мощным бортовым оружием. Перехватчики, предназначенные для действий ночью, переделывали из средних бомбардировщиков.

На них устанавливались мощные радары для обнаружения противника в темноте, батареи из нескольких пушек и пулеметов, а также спаренные пушки, стрелявшие под углом вверх, для поражения бомбардировщиков снизу. Такие установки получили название «Шраге музик» («Наклонная музыка»).

Вооружение немецкого ночного истребителя фирмы «Хейнкель» «Уху» («филин»), созданного в 1944 г., состояло из шести 30-миллиметровых пушек, две из которых стреляли вверх. «Кусты» в носовой части перед кабиной представляли собой антенны радара.

Первый реактивный перехватчик — «Мессершмитт-262» — также построен в Германии в 1943 г. Он имел два двигателя под стреловидным крылом и остроносый фюзеляж, напоминающий акулью морду. Вооружение состояло из четырех мощнейших 30-миллиметровых пушек, залп из которых разрывал вражеский бомбардировщик в клочья. После окончания Второй мировой войны, с появлением межконтинентальных бомбардировщиков с атомными бомбами, перехватчики также стали совершенствоваться.

Они получили мощные реактивные двигатели, а пушки в составе их вооружения уступили место ракетам. Однако их основной задачей как было, так и остается уничтожение бомбардировщиков врага. Самолет Як-25, созданный в конце 1950-х гг.

, мог не только быстро набирать высоту благодаря мощным моторам, но и подолгу патрулировать в воздухе. Маневренность его была очень высокой — Як-25 мог вести бой даже с легким истребителем. Вооружение состояло из двух пушек.

Конструкторы боевых самолетов давно задумывались, как избавить свои детища от необходимости разбегаться на взлете и совершать пробег при посадке. В 1950-е гг.

, с появлением мощных турбовинтовых двигателей, родилась идея «вертиплана» — аппарата, при старте занимающего вертикальное положение и взлетающего по вертолетному, а затем переходящего в горизонтальный полет. В США построили опытные верти-планы «Пого» и «Сэлмон», но в серию они не пошли: при вертикальной посадке летчик не видел, что творится за его спиной, и всегда промахивался мимо точки касания.

В 1960-х гг. многие фирмы экспериментировали с «обычными» самолетами, на которые монтировали дополнительные вертикально установленные подъемные двигатели.

Эти машины оказались чрезвычайно сложны в управлении и уязвимы в бою. Решили проблему инженеры английской фирмы «Роллс-Ройс». Они создали уникальный реактивный двигатель «Пегас» с четырьмя поворотными соплами.

«Вокруг» этого чудо-двигателя конструктор фирмы «Хоукер» С. Кэмм создал в 1969 г. ударный самолет «Харриер», который до сих пор является единственным в мире успешным однодвигательным аппаратом вертикального взлета и посадки. «Харриер» претерпел более десятка модернизаций, превратившись из скромной ударной машины в мощный истребитель-бомбардировщик, с успехом применявшийся в нескольких локальных военных конфликтах. В Советском Союзе в ОКБ А. С. Яковлева были созданы вертикально взлетающие самолеты Як-38 и Як-141, построенные по трехдвигательной схеме: в хвостовой части у них располагался подъемно-маршевый двигатель с поворотным соплом, а за кабиной — «двустволка» подъемных двигателей, работавших только на взлете и посадке.

Як-38 десять лет состоял на вооружении военно-морского флота, но оказался неудачным: он мог нести очень небольшую боевую нагрузку, имел недостаточную скорость и дальность. Самолет Як-141, в отличие от своих «коллег», развивал сверхзвуковую скорость и нес мощное вооружение. Но на его запуск в серию не хватило средств.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.